ГЕНТЕТА
"Я должен работать строго на перспективу"
Большое интервью с музыкантом и писателем Алексеем Марковым.
Алексей Марков - экономист, преподаватель, музыкант, бизнесмен и портфельный управляющий. Мы разузнали, как возможно в 41 год столького достичь, а заодно добыли для вас некоторые полезные советы!
— Начнём с самого начала вашего творческого пути. В 15 лет вы получили авторское свидетельство на музыку к компьютерной игре. Как это произошло?
— Хороший вопрос, я честно говоря давно не вспоминал про это время. Это было в школе, там была команда энтузиастов, которые пробовали свои навыки в программировании и я частично понимал, что к чему, но программистом не был, начал увлекаться Турбо Паскалем, а музыкой я занимался довольно давно - я учился в музыкальной школе на барабанах, пел в хоре, только начал заниматься гитарой и пытался писать музыку и вот как раз появилась возможность: команда разработчиков какой-то совсем простой компьютерной игры предложила написать им несколько треков в качестве музыкального сопровождения
— В 2001 году вы окончили факультет IBS (МШБ) РЭУ. им. Плеханова, вы его закончили на отлично?
— Нет, красного диплома мне не дали, но меня отметили в числе лучших выпускников, журнал «Коммерсант-Деньги», не знаю как я туда попал: может быть случайно, может быть кто-то из преподавателей отметил, понятия не имею. Конечно здорово себя увидеть в «Коммерсант-Деньги» (всероссийском), я был приятно удивлён.
— Из этого плавно вытекает следующий вопрос: вы пошли туда же работать: вы ведёте курс «Международные Фондовые Рынки» в магистратуре Международной Школы Бизнеса РЭУ им. Плеханова?
— Совершенно верно. Но сейчас я не преподаю, наверное, года 4 назад перестал преподавать, но я там 7 лет работал, вёл курс «Международные Фондовые Рынки», кого-то заменял на других предметах. Меня туда пригласили, потому что у меня степень кандидата наук, но это было не сразу после окончания института. После института я жил во Франции, получал там второй диплом, там работал, вернулся в Россию и еще полгода работал во французской компании, и начал искать работу в компании российской. Прошло лет 10 и меня пригласили повести небольшой курс по выбору, у меня не было большого преподавательского опыта, только в аспирантуре: для всех аспирантов нужно отчитать, по-моему, 40 часов лекций, обязательно конференции и публикации, то есть такая около научная работа и небольшой опыт у меня был. Я согласился. Мне казалось и до сих пор кажется, что статус преподавателя – это почётно. Постепенно мне начали добавлять новых обязанностей, одно время я даже выпускные дипломы принимал. То есть поначалу это был совсем небольшой предмет, потом он разросся до стандартного размера курса (26 часов) и 6-7 лет я его читал, а потом понял, что это получается у меня не очень хорошо, и я решил сменить вид деятельности: я остался просветителем, если можно так сказать, но свои знания стал доносить до гораздо большего количества людей.
— Я рискну предположить, что 7 лет преподавания в институте и подтолкнули вас начать писать книги, которые вы сейчас выпускаете?
— Ну эта идея появилась не сразу, какое-то время я вел курс по выбору, совсем небольшой, потом только начал свои лекции полноценно создавать, я обратился тогда к курсу Роберта Шиллера, нобелевского лауреата, который читал тогда «Международные финансовые рынки» в Йельском университете. Очень большой курс с кучей деталей, я взял его за основу, естественно переработал под наши реалии, добавил свои тезисы, своего опыта. В какой-то момент я понял, что я читаю по бумажке и не могу свободно рассказывать, я ограничен какими-то формальными требованиями, что я должен рассказать, что я должен спросить потом. А когда знакомые, друзья, коллеги просят меня объяснить меня что-то по этой теме, я могу отложить эти конспекты в сторону и человеческими словами рассказывать им тоже самое, и они понимают меня гораздо лучше студентов. В какой-то момент, спустя 3-4 года, я понял, что студентам я объясняю предмет скучно и неинтересно, а друзьям и родственникам я рассказываю нескучно и интересно, и они меня прекрасно понимают и дальше обращаются за консультациями. Тогда я подумал: почему бы мне не попытаться донести свой предмет максимально простым языком. Эта идея у меня вспыхнула и я перевел первую часть лекций на русский буквально за месяц. Это был 2016 год. Люди, которых заинтересовало такое представление моих лекций, оставили e-mail в ЖЖ, я отправил им вторую часть, позже оформил этот курс в книгу.
— Первая книга, которую вы издали была «Хулиномика. Хулиганская экономика», где в живой и даже хулиганской манере объяснялись явления из области финансов. Почему вы выбрали именно хулиганскую манеру подачи информации?
— Так получилось само собой. Возвращаясь к моей музыкальной карьере, я всё-таки всегда увлекался тяжелым роком и это как-то соответствовало моему духу, моему настроению. И вот эта подача хулиганская – неотъемлемая часть меня. Можно сказать я совместил рок с экономикой и получилась «Хулиганская экономика», сокращенно «Хулиномика». Несмотря на провокационное название это сыграло свою роль и стало общероссийским мемом, возможно даже шире.
— У вас все книги называются довольно необычно «Хулиномика», «Криптовоюматика», «Жлобология». Где вы черпаете вдохновение?
— Опять же всё само собой. Я специально не сидел, не выдумывал. Я копил какие-то тексты, готовлю какой-то материал, собираю, каталогизирую, ищу какие-то ссылки, пытаюсь делать какой-то контент для инстаграма, для ютуба, то есть всё это собирается и потом в какой-то момент, когда я точно понимаю о чём эта книга, например, «Жлобология» – книга о том, откуда берётся богатство, почему оно берётся не у нас, а кого-то другого. Я знал, что у меня много материала написано, знал, на какую тему, а названия в какой-то момент сами приходят в голову и я их решаю оставить или жду новых мыслей.
— У вас суммарный тираж книг превысил 150 тысяч экземпляров, какие у вас были первые эмоции когда книги начали покупаться, вы же это замечали? Следили за продажами?
— В случае с издательством это не так напрямую происходит, потому что гонорар автору платится за предыдущий квартал, поэтому я всё это видел с какой-то отсрочкой. Поэтому я это понял достаточно поздно. Мне сообщали о допечатках, проходит месяц или два: «А мы еще допечатываем». Постоянные допечатки через год или полтора после выхода книги не то, что меня осенили, я понял в какой-то момент, что действительно дело идёт хорошо. Это меня удивило, потому что я не считал себя писателем, скорее музыкантом, может быть предпринимателем, но не писателем. Когда появилась вторая книга, она тоже неплохо продавалась, третья книга - ещё лучше. И действительно постоянно печатают переиздания. Через какое-то время выяснилось, что на доходы от книг начинающим писателям можно жить. Когда тираж доходит до десятков тысяч экземпляров в год – это уже деньги, на которые можно содержать семью. Но в какой-то момент я понял, что заниматься только писательством для меня скучновато. Пусть писательство для меня и важная часть в моей жизни, но не единственная.
— Именно поэтому я думаю, что нам стоит отойти от ваших книг и вернуться к вашей музыкальной карьере. В юности вы изучали вокал и гитару в рок-школе «Красный химик», именно с этого началась ваша карьера?
— Нет, на самом деле раньше, во-первых это была стандартная музыкальная школа, в лет 10 я пошёл учиться в класс ударных инструментов, и там играл на барабанах, в духовом оркестре. Первые свои деньги я заработал как раз играя в оркестре на каком-то из школьных праздников. Нас пригласили как музыкантов. Потом я пел в хоре детском года три, хор назывался «Jolly Little Singers», до сих пор кстати существует. Там руководитель Ольга Островская, она много раз отмечена всевозможными наградами. Мы ездили даже на гастроли в Германию. Для ребёнка в 1991-1992 году уехать за границу, чтобы выступать – это было совсем что-то сногсшибательное! Тем не менее дальше я начал заниматься гитарой, меня потянуло в рок, в тяжёлый рок, я слушал другую совсем музыку и постепенно начал заниматься в рок-школе «Красный химик», куда я пришёл, наверное, в шестнадцать лет. Там тоже повезло с преподавателем, и там я начал изучать рок-гитару и там я занимался года 3, а потом я не пошёл в музыканты, я пошёл всё-таки в экономисты, по совету родителей. Если бы они мне ничего не советовали – я бы был только музыкантом, при чём не знаю насколько успешным. Потом я выучился на экономиста и продолжил заниматься вокалом. Всё это вместе слилось в музыкальную карьеру: музыкой я занимался безудержно, я писал свои песни, записывал кавера, саундтреки. Сначала всё было не очень успешно, но тем не менее постепенно всё собиралось и в конечном итоге привело меня на большую сцену.
— По поводу большой сцены. Вы фронтмен (солист) нескольких музыкальных проектов, самый известный из которых – Garage Dayz (трибьют Metallica с симфоническим оркестром). Регулярно выступаете в концертных залах по всему миру от Сантьяго до Владивостока – в том числе Crocus City Hall и Кремлёвский Дворец. Как вы собирали группу: вы вступили в уже готовую или собирали её с нуля?
— Проект не мой, проект продюсерский. Уральская компания, из Екатеринбурга, которая собирала музыкантов по всей стране, у нас 4 музыканта и серьёзная техническая команда. Очень долго шли репетиции, много времени ушло на аранжировки, на притирку с оркестрами (они каждый раз разные). Там я набирался опыта, потому что моё мастерство оставляло желать лучшего. Здесь спасибо нашей компании, которая подхватила, взяла под крылышко можно сказать. Так что группу собирал не я, это заслуга продюсера, который сделал проект «Metallica шоу», а когда мы объехали достаточно много городов России, появились предложения выступить и за рубежом, сейчас это правда затруднено, тем не менее тогда мы тоже много где поездили. И в Европе выступали, и в Азии выступали, так что проект очень живой.
— Кроме этого проекта вы автор и продюсер нескольких десятков песен, пяти полнометражных альбомов коллективов «Starsoup» и «Distant Sun»...
— Совершенно верно, но это мои собственные проекты. Их скорее можно назвать студийными. Есть коллеги-музыканты, которые мне помогают. Я приглашаю на гостевое участие, которые могут записать бас, гитару, барабаны, всё, что угодно. За 8-10 лет мы записали 6 альбомов. Не могу сказать, что эти проекты очень популярны, но тем не менее они радуют и меня, и слушателей. Будем надеяться, что рано или поздно начнутся концерты и с моим творчеством. Диски покупают, поддерживают.
— Вы так же знамениты в соцсетях: в телеграмме у вас 65 тысяч подписчиков, а на ютуб-канале 230 тысяч человек. О чём вы ведёте свои социальные сети?
— И ютуб и телеграмм – отголоски книги. Я пишу туда заметки, отрывки, что-то из опубликованного, что-то из неопубликованного. И в ютубе, и в телеграмме, канал называется «Хулиномика», ВКонтакте тоже сейчас есть. Подписчики постепенно приходят, кто-то узнает меня из книг, кто-то наоборот узнаёт меня из соцсетей и потом начинает покупать книги. Это просветительские проекты, где я рассказываю свои и будущие и прошлые проекты по финансовым рынкам, по экономике – всё с этим связанное.
— Теперь хотелось бы сместить наше интервью на вашу предпринимательскую деятельность. На сколько я понимаю чем вы только не занимались: были трейдером на бирже, директором на швейной фабрике, вебмастером во французском стартапе, портфельным управляющим в «Гута-банке», продали австралийской компании успешный IT-бизнес... Это были предложения со стороны или вы сами заинтересовывались этими идеями и продвигались в разных сферах?
— Я думаю, начать стоит с того, что звучит это внушительно и солидно, но далеко не всё, я бы сказал, что большинство моих проектов не были экономически удачными. Музыкальная карьера шла своим чередом, а экономическая своим. Из Франции я приехал со вторым дипломом, потом я защищал кандидатскую диссертацию, потом пошёл работать в сфере фондового рынка, который меня больше всего привлекал, начал изучать трейдинг, торговлю, управление активами. Получалось всё неплохо и даже, наверное, хорошо, но в какой-то момент мой друг, который до этого переехал в Америку, предложил мне создать компанию, которая бы продавала труд российских программистов на запад, ну в США в первую очередь. Мы начали нанимать молодых ребят, программистов, время которых продавали за рубеж. Потом эту компанию купила большая австралийская корпорация и мы получили какие-то акции, которые и составили основу моего дальнейшего капитала. Занимался продажей сноубордов, работал веб-мастером: ставил сайтам рекламу, пытался работать по найму, еще было много работ, можно сказать, что случайных, но при этом я не переставал заниматься музыкой, я вёл свой блог, ну можно сказать, готовил своё будущее, думал скорее о перспективе. Выход на биржу стал переломным моментом и изменил мою жизнь, принёс мне свободу: я уже мог не думать о работе по найму, а занимался своими проектами.
— У вас была попытка сделать магазин одежды для сноуборда, но она провалилась и вы пять лет отдавали долги 5 лет. Как возникла такая идея?
— Это была не моя идея, скорее она была вынужденная, меня пригласили в этот бизнес, сначала это была оптовая продажа сноубордов и околотематического оборудования, потом мы решили расширяться и открыли сначала розничный магазин сноубордов, потом открыли второй магазин – уже одежды для сноубордистов. А летом я уже придумал продавать очки, кеды, в общем всё, что рядом с этим. Потом мы с партнёром бизнесы поделили, ему оставили сноуборды, а мне досталась одежда и несколько друзей мне помогали. Поддерживали, как акционеры и советом тоже. Но магазин просуществовал недолго: аренда высокая, продажи не очень высокие, ассортимент может был не правильный, может быть место было плохое, скорее всего всё вместе. Главное, конечно -локация не самая удачная была. Потом я уже открыл шоурум в самом дешёвом месте, где у меня друзья раскупали остатки, но у меня до сих пор в коробках остались какие-то вещи неходовые.
— Сейчас вы содержите довольно большие капиталы в инвестиционном плане. У вас большой инвестиционный портфель. На вашем сайте вы даже продаёте 100 инвестиционных портфелей (все данные по ним). То есть получается у вас на данный момент есть 100 инвестиционных портфелей?
— Нет-нет, это не так, это 100 портфелей моих подписчиков, мы когда-то делали конкурс. У меня портфелей несколько, ну можно сказать, наверно с десяток разного типа. Я периодически о них рассказываю у нас на канале. Часть портфелей публичные, часть портфелей не публичные. На публичные я естественно делаю обзоры регулярные, показываю, что я купил, а что продал, чтоб можно было подробно понимать, что происходит на инвестиционном рынке. Но есть и непубличные, о которых я не распространяюсь. Конечно, если очень захочется – всегда можно купить, посмотреть, что у меня там есть, но суммы я не раскрываю, а раскрываю только доли акций.
— А если спросить, не погружаясь в подробности, какие портфели более успешны: публичные или не публичные?
— Хороший кстати вопрос, я думаю, что примерно схожая ситуация, но непубличные портфели они немножко другие, потому что там есть часть операций, которые я не мог бы порекомендовать своим подписчикам публично, а что-то я делаю для себя, так как чётко осознаю, какие у меня есть риски и возможности. Надо также понимать, что последнее время ситуация на рынке крайне нестабильна, особенно для российских инвесторов. Мне скрывать нечего: результаты за 2022 год – отрицательны, но они гораздо лучше, чем у людей, которые занимаются инвестициями как основной деятельностью. Я не могу сказать, что я доволен, но я не очень расстроен. Пока еще не слишком страшно, я думаю, что в целом когда-нибудь всё наладится.
— Я вам признаюсь честно, в инвестиционных портфелях я не очень разбираюсь, но если говорить: он у вас безопасный, сбалансированный или критический?
— Я всех агитирую как можно больше разных активов держать и желательно не связанных между собой: это и российские акции, и зарубежные акции, это и облигации, приносящие ежемесячный, ежеквартальный доход, это и недвижимость (совершенно нормальное вложение), и коммерческая (индустриальная), это и нетипичные, нетрадиционные: типа алкоголя, типа конструкторов «Lego», криптовалюты. Я всегда говорю, что какую-то небольшую часть портфеля держите в крипте. Освойтесь, поймите как она работает и возможно она вам что-то принесёт. То есть я за широкое разнообразие вашего портфеля.
— Вот вы заговорили о крипте и у вас есть книга «Криптовоюматика». В России многие не доверяют крипте и она официально не разрешена, она официально разрешена в странах евросоюза и в Украине на данный момент. Стоит ли доверять этой новой, недавно появившейся волюте?
— История у этой валюты уже довольно длинная, не меньше 10 лет. Она просто широкую известность получила недавно, в 2017 году. Можно сказать, что она пять лет уже вместе с нами, и знают многие, и пользуются. У нас запрещена продажа-покупка товаров за крипту. Законом не запрещено её закупать, продавать и хранить. Покупать за неё товары пока невозможно, и пока не так уж много стран, где это допустимо. Это можно понять. Криптовалюта дает гораздо большую анонимность, чем традиционные финансовые активы, что за собой тянет некий шлейф товарищей, желающих скрыть свою противоправную деятельность. Да, такие люди есть, такие действия есть, но это не означает, что все люди, пользующиеся криптой — это мошенники, конечно нет. Мне кажется это очень перспективный вид активов, новый, можно сказать, что ему 10 лет, но места в портфелях он начал занимать 2-3-4 года назад. Я рекомендую всем 2-3% от вашего портфеля держать в крипте.
— Можно ли назвать криптовалюту такой же долговечной, как доллар, рубль? Имеется ввиду, каковы шансы, что она не упадёт до нуля и не исчезнет вообще?
— Я думаю, что этого утверждать нельзя, надо очень часто смотреть на риски, которые с этим связаны. Причём рисков там много, которые не все осознают. Если у вас пропал пароль к интернет-банку, вы можете пойти в отделение и восстановить его, так же вы получите уведомление при попытке снять деньги с карты. С криптовалютой не та ситуация – вы её куда-то отправили, значит отправили. Позвонить в поддержку, отменить перевод – нельзя. Всё пропало. Есть множество случаев с мошенничеством, мне кажется оно растёт с каждым годом. Где-то она безопасней, где-то наоборот опасней. Надо понимать, что рисков с криптовалютой много, она чем-то похожа на традиционные доллары и золото. Некоторые называют крипту цифровым золотом, я скорее с этим готов согласиться, доходов она не приносит, может и упасть. Может ли до 0? Думаю, что нет. Может ли упасть в 10 раз? Вполне.
— Вы инвестор с 20-летним стажем, обладаете аттестатом ФСФР 5.0 (портфельный управляющий). На сколько этот аттестат важен и что он даёт?
— На самом деле он нужен только для устройства на работу. Сам по себе он не даёт никакого статуса, я просто когда-то сдал 2 экзамена: базовый и специальный 5.0. Он даёт мне возможность работать в специализированных компаниях, так называемых профессиональных участников фондового рынка. Я могу работать управляющим в банке. Кстати говоря, я давно не смотрел, где он, этот аттестат, надо ли его как-нибудь обновить. И я работал по специальности – этот аттестат помог мне найти работу и подтвердить свою квалификацию – я работал портфельным управляющим в одном из банков. Формально он не требуется, но те, кто обращался ко мне за советом, могут быть уверены, что получат компетентную услугу. Экзамен там не простой и думаю, что он довольно хорошо проверяет навыки портфельного управления.
— Вы женат и отец четверых детей. Со всем этим богатым опытом у вас на детей время остаётся?
— Сейчас на самом деле, дети это основное, всё время уходит, конечно на детей. Дети маленькие. Я конечно с ними играю, пытаюсь заниматься чем-то, гуляю. Сейчас – моя основная профессия это отец, а не писатель, не музыкант и не блогер. Основное время я уделяю детям. Поначалу это давалось тяжело, удручало, потому что на свои проекты времени не остаётся, но я с этим как-то смирился и считаю, что это важно и приятно проводить время с детьми, а остальное, можно сказать, я уже не успеваю.
— То есть весь ваш богатый опыт, что был до этого вы оставите на период, когда ваши дети станут взрослыми?
— Я думаю, что мы все тешим себя такой надеждой, что мы чем-то займемся, когда дети вырастут, но я думаю, что многие родители, у кого дети выросли, они всё равно понимают, что это так не работает. Как говорят: маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы. Они просто другими становятся, не надо вставать по ночам и менять памперсы, но в какой-то момент они начинают ходить в школу и поступать в институт, там совершенно другие проблемы возникают. Думаю, что теперь уже эта ответственность уже никуда не денется. Может быть, когда младшему станет восемнадцать – я смогу вздохнуть спокойно, но до этого времени ещё очень долго. Поэтому я себя не тешу какими-то надеждами, что я чем-то особенным смогу заняться.
— Давайте вспомним всё, чем вы занимались... Этого может добиться абсолютно каждый, или для этого есть определённые личности, как Билл Гейтс, Стив Джобс, которые создают мега-корпорации?
— Я думаю, что если брать совсем известных людей, дело не только в них самих, но и в окружении, в какой семье они родились, где росли и учились и насколько сильно им повезло. Я думаю, что творить и обеспечивать себя может каждый, но стать миллиардером, конечно для этого нужна ещё и удача. Я считаю, что для таких колоссальных высот, нужна колоссальная удача. Лукавить мне нечего, я думаю, что до сих пор по жизни мне сильно везло, но при этом я совершенно серьёзно осознавал, что у меня есть какое-то время, когда я должен работать строго на перспективу. Я особо ничего не тратил, особо не шиковал, не знакомился с противоположным полом. Я именно работал и учился, получал какой-то опыт, создавал капитал, обретал связи. Сейчас будущее наступило и я пожинаю плоды. Тот, кто живёт сегодняшним днем, они соответственно испытали счастье 20 или 15 лет назад, когда наслаждались жизнью, а сейчас испытывают более сложную ситуацию. Я думаю, что секрет успеха именно в том, чтобы думать о будущем. Я не готов себя сравнивать со Стивом Джобсом и Илоном Маском, конечно они великие люди, не просто великие люди, а великие люди, которым ещё и повезло. Я надеюсь, что я трезво смотрю на ситуацию.
— Вы наверное знаете зарубежные книги по типу «Богатый папа, бедный папа». Влияет ли финансовое положение семьи на будущее поколение вышедшее из этой семьи?
— Безусловно влияет, как бы это грустно не звучало. Я считаю, что это основной фактор. И то,что мы родились не в Африке, это тоже большая удача – потому что всё могло быть гораздо, гораздо хуже. Здесь надо тоже трезво свои шансы оценивать. И конечно от положения семьи зависит многое, но не всё. Значительная часть зависит от вас, от вашего труда, желания, опыта, желания, желания работать на перспективу, возможностей, умения принимать правильные решения и от срока, который у вас есть. Чем дольше вы принимаете правильные решения, тем больше шансов выйти за пределы изначально выданных вам возможностей – семьи, первоначального образования, места где вы родились (В столице или в провинциальном городе – разница колоссальная). Я уже не говорю про страну. Кто-то родился в Японии, а кто-то родился в Зимбабве. Теперь внимание вопрос: возможность преуспеть у кого выше? Я думаю, что в Японии, никаких сомнений не должно быть. Поэтому мы изначально все в разном положении и надо это трезво принять.
— Закончим мы с вами вопросом о шоу-бизнесе. Вы музыкант, ваши концерты вероятнее всего есть, как в аудиозаписи, так и на видеозаписи. Если ваши дети захотят в шоу-бизнес, вы бы хотели там видеть своих детей?
— Хороший вопрос, я не против того, чтобы мои дети занимались творчеством, но я бы не стал бы им рекомендовать получать только музыкальное образование. Если дети захотят получать только музыкальное образование, я буду против, но запрещать не стану, постараюсь посоветовать какую-нибудь другую еще профессию. Если не удастся – придётся смирится, но само по себе детское творчество меня будет только радовать. Главное чтобы получили какую-нибудь ещё профессию.