ГЕНТЕТА
Мы находимся на стыке смены аудитории и смены трендов.
Большое интервью с генеральным продюсером и создателем фестиваля "Realist Web Series Weekend" Антоном Калинкиным
Это большое и очень информативное интервью. Мы поговорили не только о фестивале, но и о веб-контенте, стыке смены аудитории и смены трендов, судьбе кинотеатров и о поддержке молодых и перспективных авторов.
— Как возникла идея создать фестиваль «Реалист»?
— Из-за страха, потому что стало наступать время, когда телевизионный контент, а мы всегда занимались телевизионным контентом в том числе, стал меняться, аудитория стала уходить из телевизора. Соответственно пришлось думать, а что дальше? Страх остаться без работы, страх неумения научиться делать продукты, которые будут востребованы у аудитории заставил размышлять. Появился формат веб-сериалов на горизонте, который я поизучал и мне показалось, наверное не зря, что за этим есть будущее. И я решил выстраивать эту индустрию веб-сериальную, дабы предложить на тот момент зрителю, а потом уже пользователю этот контент. Вот появился фестиваль. Первая задача фестиваля была познакомиться с этим продуктом, с ее технологиями, с тем, как это в мире развивается. Понять, что фестиваль как некий лакмус, бумага, которая давала ощущение и определение тому что происходит. Поэтому мы через фестиваль стали протаскивать технологии, смыслы, форматы и понимать куда двигаться. Поэтому из-за страха, все из-за страха.
— Фестиваль «Реалист» изначально проходил в Нижнем Новгороде, потом переехал в Ярославль, с чем это связанно?
— Для меня фестиваль это не работа, это – детище и образ жизни. И мне важно, чтобы те места и само проведение фестиваля было комфортно не только гостям, но и мне, как организатору, и команде нашей. В Нижнем Новгороде в последнее время появилось какое-то дискомфортное ощущение. Стояние в общем ряду в большом количестве мероприятий, которое происходит в связи с юбилеем дало нам понять, что нужно искать новое место проведения фестиваля. Ярославль – прекрасен, я давно любил этот город и логистика, которая выстроена вокруг города – всё это позволяет очень комфортно проводить фестивали.
— По какому принципу вы отбираете гостей фестиваля?
— По принципу, в первую очередь профессиональному. Приглашаем тех, кто имеет отношение к сериальной истории: кто снимался в ней, продюсировал или режиссировал. Приглашаем приятных нам друзей, знакомых, а их у нас очень много, которые искренне интересуются. Если вы заметили даже на просмотрах все те, кто приехал. Обычно они отрабатывают красную дорожку ради представления себя и дальше как-то редко посещают мероприятия, у нас все на просмотрах – потому что им тоже интересно. Поэтому мы не ограничиваем, кому не приезжать, для всех открыты, если хотят – пусть едут. Мы не участвуем в конкуренции гостями, так как считаемся профессиональной площадкой.
— Вы вчера немного огорошили зал, сказав, что вы выполнили свою миссию и фестиваль веб-сериалов проходит в последний раз, в следующем году будет расширение форматов, в том числе до киносторис. То есть тик-ток тоже будет участвовать в фестивале?
— На самом деле идеология мысли заключается в следующем. Я считаю, мы миссию интеграции веб-сериалов в индустрию закончили, все поставленные задачи мы достигли. Дальше вопрос к индустрии – производить? Дальше вопрос к зрителям – смотреть? Это уже креативная часть, и производственная, и творческая. Я думаю, в наше время, которое наступило, надо убрать любые границы, которые делят контент на что-либо. Деление по формату сейчас больше работает, как разделяющий фактор. Зритель должен для себя понимать, что я смотрю — веб-сериалы или киносторисы, скринлайф или интернет-сериал, и это во первых затрудняет доступ контента к пользователю. То есть я хочу посмотреть какое-то кино и я должен себя спросить: хочу ли я посмотреть киносторис, а это кино или что это? Чтобы зрители не встали в эту позицию поиска определения формата, мы решили, что фестиваль со следующего года должен стать объединяющей площадкой, который просто объединяет всех производителей, кто работает в коротком формате. Дальше пусть производитель называет свой продукт, как угодно, если он считает, что это важно. Конечно весь контент будет разделён на направления, потому что будет сложно для жюри сопоставить минутную кинострорис и двадцати трёх минутную серию сериала. Однако мы открыты для любого художественного контента – если это минута, то это должно быть содержательное, художественное видео. Мы не говорим про видосики, мы не говорим про всё, что угодно, мы говорим, что мы говорим именно о художественном продукте.
— Сейчас достаточно сложная ситуация в мире и хотелось бы узнать: будут ли на будущих фестивалях «Реалист» зарубежный контент?
— «Реалист» всегда был площадкой международного диалога о будущем веб-сериалов. Мы обсуждали общую мировую позицию – Америка, Европа, Канада, Юго-восточная Азия все были представлены. Сейчас мы находимся в такой ситуации, когда этот массовый диалог просто не возможен. Делать диалог про формат, который существует в мире и является безусловно частью мировой киноиндустрсии, делать в усеченном виде только с определёнными странами мне кажется странным. Странно в первую очередь для индустрии, потому что это опять является неким разделением, которое мы продолжаем углублять. Я боюсь, что ни одна страна от этого не выиграет. Мне кажется, эта тема закрыта, но появление иностранного контента, конечно возможно. Другое дело из каких стран будет этот контент. Сейчас сложно планировать, у нас горизонт планирования месяц-полтора-два, конечно, я хочу чтобы появилось больше иностранного контента, но это уже в рамках того фестиваля, который я объявил вчера – это будет отдельная международная программа. Большие форматы, малые и международная программа. И эту международную программу мы попытаемся собрать. Надо заметить, что у нас есть платформа «Chill», на которой много международного контента, который в прошлом году был приобретён, ни один из производителей веб-сериалов не отказался с нами сотрудничать. Да, у нас есть финансовые сложности, как платить, там рубли, не рубли, но на сегодняшний день в нашем формате малого контента мирового креативного сообщества, у нас нет ни одного отказа, у нас не отозвал права ни один производитель и более того, они говорят: мы готовы продавать, передавать, давать, но давайте решать, как юридически всё это делать.
— Я прекрасно понимаю, что у вас нет пресс-подходов, потому что вы даёте звёздам свободу...
— Мы вообще демократичный фестиваль, у нас никогда нет билетов с местами, рядами, вип-зонами, у нас никогда нет отдельных зон, когда мы проводим какие-то вечерние мероприятия. Для меня фестиваль – сервисная история, а сервис либо должен быть вип, либо он должен быть для всех, потому что невозможно создать сервис индивидуально для каждого гостя. Тот же самый транспорт - в один и тех же автобусах едут, как молодые ребята, которые первую работу свою сделали, и звёзды, и известные продюсеры. Это наша профессиональная позиция.
— Тогда чуть изменим вопрос, меня немного озадачило, почему конкурсная программа скрыта от обычных зрителей?
— Потому что уровень конкурсной программы зависит от того, что мы позволяем себе делать с этой конкурсной программой. Люди, которые подают на конкурс программу, или это частные малые креативные группы, или это онлайн-кинотеатр — они заинтересованны в монетизации этого продукта. Широкий показ этого продукта сокращает монетизацию для этого самого контента. На сегодняшний день конкуренция за 1 подписчика на онлайн-кинотеатрах довольно высока. Поэтому из 1500 зрителей свободного доступа, мы покажем этот продукт и допустим 5 человек не купит его за деньги на этой платформе – это потери для онлайн-платформы. Поэтому конкурсные показы закрыты и сделаны только для гостей и жюри фестиваля, а для открытых показах используется контент, который уже можно широко показывать, но не многие их видели. Мы таким образом и для индустрии получаем премьерную историю, и для зрителей получаем премьерную историю. Мы не показываем никогда фильмы, которые шли широким показом, мы не показываем в зрительской программе сериалы из ютуба. Мы показываем только то, что посмотрело ограниченное количество людей. Ещё важная цикличная вещь — я уверен, что в следующем году в городской открытой программе будут проекты, которые сегодня были в закрытой программе. И это и есть интерес оборота продукта, вы как житель Ярославля, знаете, что есть закрытая программа – вам интересно будет посмотреть её в следующем году. За этот год уже откроются права, возможно будут массовые показы.
— Вернёмся к неоконченному вопросу, в этом году отсутствуют круглые столы, с чем это связанно?
— Мы называемся в этом году Web Series Weekend. Поскольку мы знакомимся с городом, а город знакомится с нами мы сделали лёгкую программу, чтоб всё было хорошо. Завтра большая экскурсия у гостей фестиваля. Чтоб мы могли познакомиться с городом и показать себя. Конечно, деловая программа – это большая часть фестиваля. Со следующего года она вернётся и будет активной её составляющей. В рамках всего выше сказанного: мы никогда не делаем ничего, для того, чтобы просто сделать. Мы никогда не делаем круглые столы, если они не получают продолжения и мы не дообсуждаем их в следующем году, а поскольку мы меняем формат нам нет смысла создавать круглые столы и поднимать темы, которые мы, возможно, не поднимем в следующем.
— Вопрос на счёт разности залов: у вас каждое мероприятие проходит в разных залах: КЗЦ "Миллениум", пространство "Дива", "Концерт-холл Кино" и "Центр современного искусства" на Чайковского 23А. Это сделано для того, чтобы глаз у людей не замыливался или, чтобы они чувствовали разнообразие?
— Нет, это сделано для того, чтобы люди, которые приезжают на фестиваль могли увидеть как можно больше мест в Ярославле. Во-вторых любому гостю фестиваля, конечно хочется чего-то нового потому что он сконцентрированно приезжает на три дня, и если всё происходит в одном и том же месте становится менее интересно. Это связано только с тем, чтобы фестиваль был интересен для гостей и участников и для максимальной возможности показать город. Потому что если жить в программе нашего фестиваля, вот только завтра будет пол дня свободных, а так у нас довольно плотная программа, поэтому человек приезжающий в город Ярославль может не увидеть его.
— Теперь немного о закрытии фестиваля. Вы так же вчера сказали, что используется нейросеть для видео, которые будут представлять номинации. Как вы познакомились с нейросетью и почему решили сделать с помощью неё видео для номинаций?
— На самом деле я не познакомился с нейросетью. Я думаю, что это для всех очень длинный и долгий процесс знакомства. Мы только пробуем нащупывать. Просто появилась история, где мне сказали, что можно пообщаться с искусственным интеллектом, задав ему какие-то задания. Вот мы попробовали задать задания и посмотреть. Не сказать, что мы глубоко погружены в нейросеть, но на уровне пользователя, ну и каких-то, естественно, более профессиональных погружений, чем простой обыватель мы попробовали сделать такую штуку. Эксперимент мне кажется удался. Глубоко мы не погружены, я думаю, что тот объём и бесконечность интернета, как такового, в него погрузиться очень сложно. Это процесс, который будет нас сопровождать всю оставшуюся жизнь, и то вряд-ли будет кто-то, кто в него погрузится до конца.
— Вы так же создатель веб-кинотеатра "Chill". Первый вопрос, который сразу возникает у любого вошедшего на этот сайт: почему это веб-кинотеатр, а не онлайн-кинотеатр, как сейчас принято называть подобные платформы?
— Потому что нам принципиально освещение контента: веб-сериалы. И мы ассоциативно, поскольку всегда продвигали веб-индустрию, решили назвать его веб-кинотеатр.
— Я ознакомился с кинотеатром, там не так уж много контента, но он эксклюзивен. В кинотеатре присутствует программа монетизации: за 1 млн просмотров вы выплачиваете 300 тысяч рублей создателям сериала. Как без подписки получается сохранять баланс между выплатами и прибылью?
— Сложно, но для нас это принципиальная позиция, как создание другого общения с пользователями. У нас, например, кроме просмотров, есть уникальные вещи. Только на "Chill" вы можете взять целую серию и пошерить (поделиться прим.ред.) её целиком. Не ссылку на "Chill", а конкретно серию сериала. Мы так выстраиваем контрактные отношения, что мы можем позволить себе. Ни один другой кинотеатр, ни с одним другим продуктом не сможет себе этого позволить. Потому что мы пытаемся выстроить сейчас другой принцип общения контента кинотеатра с пользователем. Мы находимся в формате эксперимента, поэтому мы сейчас не сильно зарабатываем на лицензировании этой истории, потому что наша задача создать примеры и научить, и приучить пользователя, что они могут разговаривать по-другому. Кроме того, давайте честно говорить, что и система подписки на сегодняшний день уже дала трещину, и мой прогноз, что через два-три года это будет не основным принципом и задачей онлайн-кинотеатров, а принципом и задачей всё равно будет аудитория, не платящая, а в принципе, аудитория, тогда все будут биться за количество просматриваемого продукта и количество пользователей, а не за то, сколько пользователи заплатили. Поэтому тут деньги становятся абсолютно вторичными, это механика, а вот сколько у вас людей, и сколько у вас комьюнити будет ценно, и будет определять стоимость ресурсов. Посмотрим, в интересное время живём.
— В последнее время есть опасение того, что кинотеатры не справятся с нынешним кризисом. Что вы думаете на этот счёт?
— Мне сложно сказать, я не слежу за этой статистикой. Если посмотреть по прокату, походу в кино, то, конечно упала посещаемость. Это связано не только с контентом. Это связано с тем, что кинотеатры в основном в торговых центрах, а в них стало меньше интереса для пользователя, потому что ушла часть магазинов, и это такая системная большая вещь, которая не только связана с контентом скажем так. Мне сложно сказать, но то, что грядут непростые времена для контента и для зрителя - да. Но если не брать в расчёт последние ситуации, мы уже пришли в тот мир, где всё, что массовое и потребляемое становится онлайном, а всё, что офлайн становится лакшери. Тот же поход в кино становится лакшери мероприятием. Вы всё-равно должны выделить определённую сумму денег, которую вы потратите на этот поход. Вы сопровождаете этот поход дополнительными штуками: попкорн, зайти в магазин, цветы девушке, если вы идёте вдвоём. Это всё равно некий комплект соответствующий лакшери мероприятию. И поэтому, конечно, зритель начинает выбирать, готов ли он заплатить за то, что он наблюдает на экране, или не готов. Если он понимает, что это можно увидеть в интернете и получить эмоцию там, а не на экране большом, то, естественно он выбирает интернет, где он потратит условно 250 рублей, купит кока-колу и чипсы и сядет спокойно смотреть. Кинотеатры выживут только при условии аттракциона и блокбастеров, если не важно, чьего производства: зрителю всё равно чьё, главное качество. А интернет будет всё равно максимально быстро забирать под себя аудиторию. Принцип просмотра разный: в интернете вы можете смотреть каждый день, каждый час, а в кино вы выбираете заранее, когда вы пойдёте - раз в неделю, раз в месяц. Регионы в которых достатки не такие большие, могут себе позволить кино раз в месяц. Поэтому это всё связано не только с военной операцией, это естественные процессы, которые шли и шли. Понятно, что, естественно, больше ударила пандемия, а не военная операция, но это всё естественные процессы.
— Вы, наверное, очень хорошо знакомы с оригинальными сериалами кинотеатров "ОККО", "Кинопоиска" и "ИВИ". Какие из сериалов вам нравятся больше всего и какие вы можете посоветовать?
— Мне часто задают подобный вопрос, я на него отвечаю принципиально - я находясь внутри индустрии, имея к этому отношения, приятельствуя, дружа и находясь в деловых отношениях со всеми платформами, со всеми онлайн-кинотеатрами никогда не выделяю отдельный продукт. Но я могу всегда сказать: веб-сериалы это довольно короткая форма, и я советую всем посмотреть все веб-сериалы на всех платформах, на это вы потратите не так много времени, но вы сможете сделать для себя абсолютный срез, что вам интересно, что вам не интересно. Советовать очень сложно, объясню почему. Потому что просмотр искусства, кино безусловно является искусством, которое, на самом деле, является, наверное, всеобъемлющим, потому что внутрь искусства кино входят все остальные искусства: музыка, картинка, художник... Поэтому просмотр это очень вкусовая вещь. Моё личное пристрастие к каким-либо продуктам, не является во-первых догмой, не является точно правильным советом для простых зрителей, потому что я смотрю всё-таки с профессиональной точки зрения, я смотрю бюджет, локацию, вот знакомый играет, а вот интересно, как оператор снял: мой друг. Поэтому эти советы - бессмысленны. Можно всегда зайти на "Chill", выбрать победителей фестиваля и посмотреть их, тоже хорошее знакомство с веб-сериалами. Сложно выделять кого-то, во-первых могу забыть что-то хорошее действительно, а во-вторых объём количества продуктов, которые я смотрю, он не даёт мне возможности выделения любимчиков. У веб-сериалов вообще разные просмотры, в отличии от какого-нибудь там блокбастера. "Америка Марвел", да, условно, которую можно смотреть бесконечное количество раз и, в общем, необъяснимо почему. Всегда для меня загадка, почему все американские классические марловские истории на телеканалах всё время повторяют, и они дают то же количество, и те же рейтинги, что и при первом просмотре, а практически никакое отечественное кино никто уже не повторяет, потому что оно не даёт никаких цифр. Вот это бы научиться делать. А веб-сериалы это принципиально одноразовая вещь, вы посмотрели, получили эмоции, да вы можете посоветовать, но второй раз вы точно не будете смотреть, это не продукт второго просмотра. Поэтому веб-сериалов должно быть много и мы должны каждый день получать и потреблять новый продукт, тогда это имеет смысл.
— Хотелось бы узнать секреты интернет-сериалов. Потому что сначала нормой было 24 серии, потом взяв пример видимо с аргентинских сериалов мы стали выпускать ситкомы по 80 серий в сезоне, интернет сериалы же идут по 10 серий в каждом сезоне и не отходят от этого...
— Не всегда, это 6, 8, 10 серий. Вообще никак не связано, потому что веб-сериал чем хорош, у вас нет нормированной серии, у вас первая серия может быть 8 минут, вторая 22, пятая 16. И при этом вы выбираете количество серий необходимое, чтобы рассказать историю. Есть бесконечные истории с горизонтальным сюжетом, который может идти бесконечно, а может быть вам надо всего четыре серии, просто рассказать и всё. Телевизионные сериалы имеют сетку, имеют разбивку по часам вещания, имеют рекламные блоки, которые диктуют, какой между ними должен быть отрезок продукта. В интернете вы открыты, и можете делать всё, что угодно. Нет никаких ограничений, если вы считаете, что вам нужно сделать сто серий по две минуты, делайте сто серий по две минуты, если вы считаете, что вам нужно сделать три серии по тринадцать минут и это "бомба" - делайте их. Вопрос хронометража - да, вопрос по количеству серий нет. Вопрос хронометража очень простой. Мы с иностранными коллегами определились в прошлый раз, что если вы живёте в большом городе и у вас есть метро, то в среднем (об этом говорит статистика прим. ред.) вы проводите в вагоне три-четыре остановки, не выходя из него для пересадки или для выхода. Три-четыре остановки метро это порядка десяти-четырнадцати минут. И вот, это должна быть серия, которая хорошо смотрится до конца пока вы сидите в вагоне, так же в маршрутке. Это оптимальный хронометраж, но опять же вы не ограничены и этим тоже. Делайте двадцать три минуты, сделайте три - это креатив. В том и достоинство искусства в интернете, что здесь только вы и зритель, и вы будете получать мгновенную обратную реакцию - попали вы, или нет.
— Я так понимаю, веб-сериалы это не только продукт производства профессионалов. Могут ли их производить любители?
— Конечно, часть контента, это когда пользователи ресурса тоже готовы покреативить и сделать что-то своими руками. Безусловно, но давайте говорить, что моя теория заключается в том, что пользовательский контент, как таковой, в ближайшие два-три года будет очень сильно оказывать влияние на продукт, на аудиовизуальный контент, и мы видим это на примере музыки. За последние три года молодые ребята, которые просто выкладывали свои песни, кто в тик-ток, кто ещё куда-то, на сегодняшний день дуэты, фиты сделали с суперзвёздами эстрады, которые, мы считаем, долго учились, воспитывались, пробивались. И это пример пользовательского контента. В кино, в аудиовизуальном контенте происходит ровно то же самое. Горбачёва (Ирина прим. ред.), Лапенко - это же всё продукты интернета, пользовательского контента. Истории связанные с кино - фильм "Батя" или "Непосредственно Каха" - эти продукты родились из пользовательского контента, из веб-сериальчиков и так далее. Это начало влияния пользовательского контента на большую киноиндустрию. И это такая тенденция, которая надвигается, потому что именно производители пользовательского контента знают на каком языке они готовы со своей аудиторией разговаривать, потому что они выходцы из этой аудитории. Они не навязывают контент, они декларируют смыслы, в которых живёт основная аудитория, поэтому они попадают в точку. Мы находимся на стыке смены аудитории и смены трендов. Те, кто умеют разговаривать с аудиторией - одержат победу, так же как в музыке. Если вы Даня Милохин, и говорите, как "Ласковый май" в своё время на одном и том же языке с той аудиторией, которая хочет это слышать, то она будет вас слушать. А как бы вы не пытались сделать молодёжный контент, находясь в другом формате, вы никогда его не сделаете, если вы не чувствуете и не живёте им. То же самое с кино, ровно то же самое. Другое дело, что кино сложнее продукт, вы должны довериться профессиональным операторам, техникам, графистам, сценаристам, но тем не менее это вопрос времени. Все ребята, выходцы из пользовательского контента, я уверен, что через пять-шесть лет будут новой волной российского кинематографа.
— На кино нужны большие деньги, есть ли какие-нибудь поддержки для молодых и перспективных авторов?
— Смотрите, поддержки для молодых и перспективных авторов есть, и их много. Проблема заключается в том, что государство хочет поддерживать молодых и перспективных авторов, а люди, которые непосредственно этим должны заниматься не очень понимают, как это делать. Потому что прекрасная институция, как "Институт развития интернета", которая на сегодняшний день создана и колоссальные деньги даёт на развитие интернет контента. Да, положительный, с точки зрения этой институции, да, социально-значимый, да, подходящий под определенные критерии, но это возможность делать контент, это возможность получить деньги. Другое дело, что пользователь на сегодняшний день не готов это делать по одной простой причине. Многие не понимают, как отчистить права на музыку, некоторые не понимают, как юридически заполнить документы. Проблема в этом. Механизм получения дохода этих денег есть, а опыта и возможности их получить - нет. Я сейчас активно перемещаю историю в образование этих ребят, не образования с точки зрения режиссуры, съёмок, а образования, как подавать документы, как оформлять документы, где можно получить эти деньги, что для этого надо, как отчитываться по этим деньгам. Потому что это в общем-то сложный вопрос. А получать деньги собственно можно, но при этом надо понимать, что вопрос денег на сегодняшний день вторичный. У нас есть примеры где ребята за 50 тысяч рублей делали 12-минутную серию и были с руками оторваны и фестивалями, и в них потом вкладывали большие деньги. Интернет хорош тем, что вы за небольшие деньги скреативить можете продукт, который вас выбросить может тут же на верхушку интереса к вам. Это не связано с деньгами, это связано со смелостью, креативом и пониманием, как это делать. Потому что веб-продукт имеет свои определённые психологические задачи, чтобы это всё сработало. Это разговор не про то, где взять деньги. Этот разговор я очень не люблю. "У меня есть хороший продукт, где взять деньги?" Да никто вам не даст денег. Если у вас есть хорошая идея, телефон и монтажная программа в телефоне - идите снимите с другом или товарищем. Если действительно хорошая идея и утром вы проснётесь, много просмотров, то вас найдут сами и деньги, и продюсеры, и всё-всё, что надо, а если вы ходите и ждёте денег, потому что есть такая тенденция у молодых и креативных ребят, которые думают, что на входе они должны зарабатывать на производстве, не хотят ничего делать, и не понимают за что они это делают. Таких немного, но они, к сожалению, самые активные. Если хотите снимать - нужно брать и делать. Сейчас производственный бюджет - за ноль можно снять всё, что угодно. У каждого из них есть наверняка персонаж, актёр, друг, актриса. Если это действительно какая-то выдуманная история и работает идея, то идею можно снять на телефон и профессионал увидит эту идею в интернете. После этого к вам придут и заказы, и деньги, и будут попытки привлечь вас в другие проекты. Поэтому просто не бояться.